Телефон: +7-911-912-51-73
ICQ: 463036888, 646075060, Skype: bobr65

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной, -
Не я один. Нас много. Я - живой.

(Николай Заболоцкий)

Блог психотерапевта Бориса Пинскера
  • Архив

    «   Август 2018   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31    

Портретная терапия при лечении аутизма

Данную тему я выложил в блог для ознакомления и обсуждения по случаю актуальной даты - Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма - 2 апреля.

 
Аутизм и портретная терапия

 
Автор: Нагорнова Наталья Анатольевна
 

Помощь аутичному ребенку «...растягивается на много лет, в течение которых эффекты дней, недель и месяцев могут казаться удручающе малыми или вовсе отсутствующими. Но каждый — пусть даже самый малый — шаг прогресса драгоценен: из этих, неуклюжих поначалу, шажков и шагов складывается общий путь улучшения и приспособления к жизни. Да, далеко не у каждого ребенка этот путь окажется так велик, как того хотелось бы. Но обретенное на этом пути ребенком останется с ним и будет помогать ему жить более самостоятельно и уверенно» (В.Е. Каган)[1].
Раннее выявление болезни и начатая вовремя работа с заболевшим ребенком иногда может снизить симптомы аутизма, облегчить общение с другими людьми. Каждый случай аутизма уникален своими причинами и клиническим проявлениям. Например, в фильмах мы видим разные степени аутизма – от обучаемой в фильме Любови Аркус «Антон тут рядом» (с героем Антоном можно работать) до тяжелой формы у Рэймонда в драме Барри Левинсона «Человек дождя».
Нет однозначных научных данных, объясняющих происхождение аутизма. Наиболее оптимальная версия - это совокупность нескольких причин, повлекших расстройство, сочетающих внутренние и внешние предпосылки в каждом конкретном случае. Иногда болезнь имеет ярко выраженные физические проявления (тогда ставится неврологический диагноз), иногда нарушены эмоциональная и когнитивная сферы (ставится психический диагноз). Но всегда – нарушение коммуникативной функции, контакта с окружающими людьми, отсутствие стремления поделиться с близкими своими ощущениями и впечатлениями.
Работая с детьми в различных ситуациях, я уловила, как рисование наброска, портрета удивительно быстро позволяет сконцентрировать внимание ребёнка, сосредоточить его на рисунке. А затем перевести процесс в формат визуального диалога. Это одинаково эффективно с нормально развивающимися детьми, с детьми с СДВГ, с аутичными детьми, с детьми с синдромом Аспергера.

Итак, моя История успеха. Обратилась мама Игоря по поводу его аутичного поведения - необщителен, зажат, прямо в глаза не смотрит, учителя в школе жалуются, что сидит на уроках в съёжившейся позе. Его раздражают звуки, не выносит пение младшей сестры. Посещает художественную школу, но и там не общается, рисует молча.
Опишу подробно работу с Игорем поэтапно.

1. Я предложила маме мальчика конкретный план работы методом портретной терапии. Статьи по данному методу: http://www.psy.su/club/uspeh/47/
http://www.psy.su/interview/2549/
http://www.psy.su/psyche/projects/652/
http://www.b17.ru/article/volshebstvo_portreta/.

2. Состоялась консультация мамы со мной, как с системным семейным психологом. Была сделана социограмма семьи и последующее её обсуждение, беседа «растопила лёд». Мама осталась под впечатлением, т.к. признала, что полученная схема очень точно отражает систему межличностных отношений и характер коммуникаций в их семье. Попросилась прийти на семейную консультацию всей семьёй.

3. Когда она пришла с мальчиком (через 3 часа), в его отводимых глазах на мгновение мелькнул заинтересованный взгляд. Настроение и душевный тонус мамы – главный ресурс ребенка. Мамино состояние изменилось – и это первый толчок к изменениям у ребёнка. Мамин интерес и надежда после нашего с ней разговора моментально транслировались сыну.

4. Мне удалось завладеть вниманием ребенка, наладить с ним контакт. Сказал, что любит рисовать в основном машины и персонажей компьютерных игр. Показала первый портрет мальчика маме: «Да, вот так он и в школе себя ведёт, все учителя жалуются – съёжится, голову в плечи, глаза опущены».

5. «Уловка»: на третьем сеансе с белой бумаги для портрета я перешла на бумагу кремового цвета, чтобы можно было использовать мелок белого цвета. Догадайтесь, для чего. А что мы можем раскрасить белым по бежевому, рисуя лицо? – конечно, глазные яблоки. Значит, ему придётся поднять глаза выше, чтобы они мне были видны. Любопытство помогло, Игорь «дал» мне нарисовать свои глаза с натуры – смотрел мне в глаза некоторое время.

6. После 4 сеанса позволил показать его рисунки-тесты маме, слушал интерпретацию. Но показать ей его портреты не позволил.

7. На 5 сеансе сказал, что в последнее время стал рисовать натюрморты. Попросила нарисовать его рисунок несуществующего животного. Он не отказался, но ничего не смог придумать. Молчал, думал, брал карандаш, но за 25 минут так ничего и не придумал, лист остался чистым. Перешли к портрету. После предъявления ему портрета – искорка в его глазах, он сразу схватил карандаш и нарисовал несуществующее животное.

8. Перед последним сеансом был организован мини-вернисаж, на котором (якобы) не хватило рисунков с портретами других детей для экспозиции. Я попросила Игоря разрешения использовать его портреты для заполненности экспозиции. И тут он согласился. Поначалу стеснялся маму, она вышла из кабинета. Но когда я всё прикрепила, он сходил за ней. И позволил (!) показать ей все остальные не прикреплённые его портреты.
Сеансы портретной терапии, детальное описание

Сеанс

Поведение

Вторая рука (нерабочая)

Общение

Взгляд

Реакция на его портрет.

1

Напряженная поза.

Под столом, прижата к туловищу. Лист всё время елозил по столу, но вторая рука к процессу так и не подключилась.

На задаваемые вопросы застывал, прекращал рисовать.

Опущен

Только чуть глянул на рисунок, взять себе его отказался, прощался нейтрально.

2

Съёжился лишь на несколько секунд, но потом сразу пообмяк.

На столе, но сильно напряжена. Лист елозил, но рука оставалась неподвижна, не участвовала в процессе.

На задаваемые вопросы застывал, прекращал рисовать

Периодически, иногда смотрит в глаза

Посматривал на процесс рисования, на бумагу.

3

Свободно выбрал другие мелки (не восковые, а пастельные).

Сразу расслаблены обе руки.

В процессе рисования отвечал на незначительные сопутствующие вопросы.

Взгляд появился! И даже намёк на улыбку (уголком губ).

Охотно посмотрел на портрет. Но быстро опустил глаза.

4

Свободно

Сразу расслаблены обе руки.

Рассказал сложный эпизод о себе.

Смотрел прямо.

Отслеживал процесс рисования портрета.

5

Свободно, даже вертелся.

Сразу расслаблены обе руки.

Разговор в режиме диалога.

Смотрел прямо.

Мгновенная искра в глазах и решение нарисовать задание, до этого вызвавшее затруднение.
1 сеанс
2 сеанс
3 сеанс
4 сеанс
5 сеанс

Изменения на рисунке «Дом, дерево, человек» ДО и ПОСЛЕ портретной терапии:

Расположение дома - было вдали (чувство отверженности), стало ближе (открытость, доступность).
Дверь - стала крупнее и переместилась в центр стены.
Окна - их количество на нижнем этаже стало больше, чем на верхнем (свидетельство приближения к реальной жизни).
Труба – отсутствовала (чувство нехватки психологической теплоты дома) потом появилась.
Размещение рисунка – сместилось от центра к правому краю (желание будущего).
Ноги – были неодинаковых размеров (амбивалентность в стремлении к независимости), стали одинаковыми.
Лицо и руки – сначала были не раскрашены (отвержение, непризнание человека в целом), потом раскрасилось всё.
Использование листа – с 1/2 (интериоризация, надежды, компенсаторные мечты) перешло на 5/8 (интенсивная духовная жизнь).
Человек – лицо в профиль повернулось в анфас (появились глаза на лице).
Крыша и стена дома – сначала состояли из очень мелкой черепицы и кирпичиков, потом – изображены не дробно, единым массивом.
Г.Назлоян называет аутизм патологическим одиночеством. И предполагает, что «если вывести человека из одиночества, то все остальное тоже должно пройти. …Если найти способ реконструкции утраченного образа “Я”, тогда больной выйдет из своего одиночества, наладится его диалог с самим собой, а тем самым – с окружающим миром. Тогда синдром заболевания должен редуцироваться» [3].
Говорят, внутренний мир аутиста – ларец с драгоценностями, ключ от которого потерян. Но к любому замочку можно сделать универсальную отмычку… Может быть, портрет имеет шанс стать ею? («Отмы́чка — специализированный инструмент, использующийся для открытия замков без ключа с целью осуществления попытки освобождения механизма замка». Ничего не напоминает?) Необходимы только гибкость, тонкость, прочность инструмента. И даже если всю жизнь при открывании этого ларца придётся пользоваться отмычкой, драгоценности его всё равно уже будут доступны, открыты. М.Казинник, исцеляя больных детей музыкой, утверждает: «Не всё сидит в физиологии, а и в духе, в душе» [2].
Многие родители аутичных детей не экспериментируют, успокоились, послушав совета «просто любить, принимать как есть, не мучить непонятными занятиями». Но некоторые мамы рискуют, ищут, пробуют. Они и любят, и принимают детей, но ещё и борются за них.
Без веры в положительные изменения самой мамы каждого ребёнка ничего не получится. У меня было несколько безуспешных попыток, когда приводили ребёнка, ждали «волшебную таблетку», при этом сами не выходили из «замороженного» состояния. И только тогда, когда получался контакт, эмоциональное взаимодействие с мамой, происходило и то самое чудо с ребёнком, которое я в своей практике называю ВОЛШЕБСТВО ПОРТРЕТА.

1. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. http://www.autism.ru/read.asp?id=29&vol=8010
2. Казиник М. Исцеление музыкой.  http://www.youtube.com/watch?v=7phnkdesuiM
3. Назлоян Г. Маскотерапия – путь из мира одиночества.  http://www.gazetamim.ru/mirror/interview/gagic.htm


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru