Телефон: +7-911-912-51-73
ICQ: 463036888, 646075060, Skype: bobr65

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной, -
Не я один. Нас много. Я - живой.

(Николай Заболоцкий)

Блог психотерапевта Бориса Пинскера
  • Архив

    «   Август 2018   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31    

Как выразить ненависть?

Для начала несколько слов о разнице в цепочке раздражение-злость-ярость-ненависть с точки зрения гешатальтиста.


Ярость является чувством, сопровождающим слияние. Цель ярости – не восстановление границы контакта, а отчаянное стремление удовлетворить потребность в привязанности манипулятивным образом, воздействуя на партнера по симбиозу. Другими словами, ярость не способствует отделению, а поддерживает слияние. При этом осознавание и дифференцирование потребностей ввиду отсутствия контакта также представляется невозможным. Необходимо отметить, что конфлюентные отношения со средой можно рассматривать как через онтогенетическую, так и через филогенетическую призмы анализа эмоциональных психических феноменов. Онтогенетически слияние имеет отношение к наиболее раннему этапу развития индивида, происходящего на фоне жизненно и эмоционально важного процесса взаимодействия с матерью и другими близкими людьми. Филогенетически слияние возникает как одна из первых попыток организации контакта со средой, выполняющая функцию выживания человека в первобытном мире.

Внешне ярость представляет собой очень сильный аффект, наблюдение за проявлением которого вызывает фантазию о его разрушительности для участников контакта. Тем не менее, ярость выполняет функцию получения желаемого внутри конфлюентных отношений. Разрушение другого и отношений с ним не входит в планы человека, испытывающего ярость. Более того, возникновение этого чувства возможно лишь в отношениях, наделяемых индивидом особой значимостью. Данная отличительная черта ярости лежит в самой этимологии этого слова – оно произошло от славянского глагола «яриться» (производного, по всей видимости, от имени языческого бога Ярилы), имеющего в русском языке значение «горячиться, кипятиться, а также разжигать любовное желание», а в украинском – «багроветь, сердиться, пылать». Древний корень яр-, к которому восходит имя Ярилы, означал весну, а также состояние любви и готовности произвести потомство. Глагол «ярость» в некоторых диалектах русского языка означает «похоть, возбужденное состояние в период течки у животных», а в некоторых украинских диалектах – «страстность, пыл, любовную готовность»

Итак, несмотря на то, что со стороны проявление ярости часто выглядит угрожающе, она не служит разрушению объекта. В этом кроется отличие описываемого аффекта от, например, ненависти, направленной на разрушение объекта в поле. Ненависть также появляется в качестве феномена слияния, однако, в отличие от ярости не предполагает наличия потребности в привязанности. Переживание индивидом ярости или ненависти обрекает его на невозможность организации контакта со средой, погружая все глубже в конфлюенцию, которая в свою очередь при малейшей фрустрации поддерживает процесс возникновения и эскалации ярости или ненависти.

Тем не менее, необходимо отметить, что ярость обслуживает эволюционно (в филогенетическом смысле развития человека как биологического вида) и онтогенетически значимую попытку реализации наиболее ранних желаний индивидом, маркируя фрустрацию жизненно важных потребностей. Регулирование индивидом отношений в поле организм-среда посредством переживания ярости оказывается важным на этапе, когда более зрелые психические механизмы пока не сформированы. Тенденция же к выделению ярости как единственно доступного механизма регулирования отношений в поле у взрослого человека выступает маркером нарушений self, являя собой онтогенетический и филогенетический регресс.

Раздражение, злость, гнев представляют собой более позднюю и, соответственно, более зрелую и в онтогенетическом, и в филогенетическом смысле попытку регулирования процесса контактирования в поле. В отличие от уже описанных выше способов обращения с агрессией данные эмоциональные феномены направлены не на сохранение симбиотических отношений, а на поддержание границы контакта индивида со средой. Раздражение выступает первой предварительной попыткой сигнализировать о происходящем нарушении границы контакта или о фрустрации некоторых потребностей. Злость выполняет ту же задачу, отличаясь лишь интенсивностью проявления и степенью готовности к действиям. Гнев же в свою очередь выступает реакцией на ситуацию угрозы. Описанная последовательность соответствует творческому приспособлению, при котором раздражение, злость и гнев являются маркерами нарушения границы контакта или фрустрации какой-либо потребности. При этом сила возникающего аффекта у индивида является производной от степени агрессии по отношению к его границам или важности фрустрированной потребности.

Несмотря на то, что эти чувства выполняют адаптивную функцию, творчески организуя контакт индивида в поле, они могут иметь также значение для этиологии нарушений творческого приспособления. Так, индивид может утратить чувствительность к агрессии со стороны среды и, как следствие, стать нечувствительным к своим проявлениям агрессии. В этом случае контакт с возникающими переживаниями может быть прерван посредством проекции (формируя страх), ретрофлексии (в форме, например, астении), дефлексии (в форме, например, чрезмерного желания понравиться или угодить окружающим) и др. Или же индивид может оказаться нечувствительным к первым признакам возникающей агрессии, осознавая ее лишь в форме чрезмерной реакции сильного гнева, который ввиду своей внезапности может разрушать контакт, а иногда и отношения.

Прежде всего.

Что бы и как бы вы не испытывали, важно дать себе возможность осознать, что все эмоции имеют право на существование и вы с этими эмоциями - тоже. Сколько бы не повторять, что все то. что мы испытываем допустимо, мы все равно обвиняем или стыдимся себя, когда замечаем негативные эмоции.
Но тогда мы запрещаем себе их на разных уровнях: когнитивном (мыслительном), эмоциональном (через стыд и вину, а иногда и страх), на поведенческом: сдерживая себя...
Конечно, речь идет и о том, что существует несколько уровней переживаний, до выхода в реальный мир. И речь идет о том, чтобы уметь не отыгрывать эмоции сразу, как будто у вас эмоциональное недержание, а четко понимать, как выражать их. чтобы быть в мире с самим собой...

Вот, например, как это рекомендует сделать психолог из Новосибирска Павловская А.В. Как же выражать ненависть?


1. Проговорить все экспрессивно с кем-то, кто будет слушать и поддерживать (психолог, друг, НЕ ребенок! - это важно)
Говорить свободно, столько сколько будет "выблевываться "черная" желчь или что-там в метафоре обозначает накопленную ненависть (нефть на воде океана и пр.)"

ВАЖНО!
потом
а. если будет просто опустошение (гной удалили, открытая рана остается) обязательно положить что-то "целебное" (утешение, принятие, поддержку) и дать себе покой для восстановления сил
Нужно понимать, что дальше, через 2-3 часа или 2-3 дня - у кого как - нужно работать (обязательно) с когнитивной составляющей (про изменение своих представлений о мире на более реальные), если этого не делать, и все остается прежним, то ненависть будет снова и снова продуцироваться.
В метафоре - глубокую гнойную рану с одного "захода" маловероятно излечить.

б. Катарсис
Иногда бывает, что человек выразив через экспрессию ненависть, чувствует и другие чувства:
горечь от осознания невосполнимой утраты
пронзительную нежность от самого чувствования жизни и ошибок и своих и чужих
любовь
печаль
и так далее

Тут важно притормозить и побыть в светлых чувствах какое-то время,
а затем - как в п.1 - работа с когнитивной составляющей, так как реальные люди остаются прежними, и нужно решить как быть с ними в контакте

---------------
2. Вместо проговорить - НАПИСАТЬ
(имхо, помогает меньше за счет слабого соприсутсвия другого. Но точно лучше чем ничего).

3. Рисовать (красками желательно) - рисовать, рисовать, рисовать - то чувство что наполняет (часто многие рисуют по много десятков листов черное-черное, красно-бурое и пр. потом наступают изменения)
+ а затем разговаривать и анализировать (работа с когнитивной частью)

4. Выйти в лес, сделать снеговика, и расколотить его, выкрикивая и выплакивая всю накопившуюся ненависть, обиду, бессилие, отчаяние
(зы. если снега найдете, и так, чтобы народ не поперепугать, и не замерзнуть)

варианты с подушками побить мне кажутеся менее экологичными, снег потом растает, и все будет хорошо.
Можно еще мыть пол (до катарсиса), месить тесто (или пластилин) - но я бы не стала кого-то кормить ТАК замешанным тестом. Но по действиям - помогает.

Нужно найти подходящий способ для себя.

1. Экспрессия - выразить чувство подходящим способом (желательно при Другом, кто примет и поддержит, будет на Вашей стороне)
2. Когнитивная часть (работа с представлениями о реальности; принятие того, что изменить невозможно)
3. Изменение дискомфортной среды на более комфортную ( даже если это процесс на ГОДЫ, но есть реальный план и действия по нему, этого, обычно бывает достаточно).

Если игнорируется какой- либо из уровней, то ненависть быстро возвращается, т.к. причина (корень) проблемы остается.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru